Меню

Байпас для отопления своими руками. Как установить байпас в систему отопления – варианты и правила установки

Разное

Невозможно себя чувствовать комфортно даже в очень красиво оформленном доме, если в нем холодно. Поэтому первоочередной задачей любого домовладельца является устройство эффективной системы отопления. Причем, она должна обеспечивать создание именно приятного микроклимата в помещениях, поскольку ситуация, когда «нечем дышать» от жары не менее неприятна, чем и холод в доме. Способ избежать всех этих отопительных «крайностей» придуман уже очень давно. Инженерами разработано такое простое, но очень практичное устройство, как байпас в системе отопления. Именно с его помощью можно очень точно регулировать подачу теплоносителя в радиаторные батареи, если речь идет о водяной отопительной системе.

Что такое байпас?

Наверное, каждый уважающей себя мастер по монтажу отопительных систем обязательно поясняет клиентам, что такое байпас с точки зрения простого обывателя. А, как известно, повторение – мать учения, поэтому и мы буквально в двух словах охарактеризуем этот важный конструкционный элемент отопительной системы.

Байпас – это перемычка в виде отрезка трубы, которая устанавливается между прямой и обратной проводкой обычного радиатора отопления. Поперечный диаметр байпаса на один калибр должен быть меньше диаметра труб подводки. Как правило, для устройства байпаса используют трубу на полдюйма.

Такой байпас можно купить в любой магазине, причем недорого

Примеры использования байпаса

Пример #1 - регулировка теплоносителя

Функциональным предназначением байпаса является возвращение в стояк избытка теплоносителя из батареи отопление, когда посредством ручного или автоматического терморегулятора изменяется его количество. Другими словами через байпас теплоноситель транспортируется параллельно запорной и регулирующей арматуре. Без наличия этого элемента невозможно производство ремонта батареи, когда отопительная система находится в рабочем состоянии. Также байпас ускоряет процесс наполнения или опорожнения системы.

Вот таким образом байпас может быть внедрен в отопительную систему

Пример #2 - работа системы без электричества

Монтаж байпаса в систему отопления особенно актуален при устройстве современных отопительных систем, подразумевающих использование . Люди, впервые сталкивающиеся с монтажом отопления, часто задают вопрос мастерам или консультантам в магазинах: «Как система будет работать, если пропадет электричество?». Ведь все привыкли, что стандартный напольный котел, эксплуатируемый в былые годы, не был связан с электричеством. А оснащение отопительной системы циркуляционным насосом делает ее энергозависимой.

Вот именно, в таких ситуациях и приходит на выручку байпас. Его роль при этом очень проста – в момент отключения электроэнергии в сети, потребитель должен перекрыть краны подачи теплоносителя на насос и открыть кран на центральной трубе. Кстати, это может произойти в автоматическом режиме, если использован байпас с клапаном. Эти простые манипуляции переводят отопительную систему в режим естественной циркуляции.

Установка приборов на байпасе должна выполняться по направлению к теплоносителю в такой последовательности:

  • фильтр;
  • обратный клапан;
  • циркуляционный насос.

Важно заметить, что введение байпаса в стояк возле циркуляционного насоса должно выполняться с задействованием запорных клапанов. А сам элемент лучше установить горизонтально. В этом случае система будет защищена от скопления воздуха.

Пример #3 - реанимация однотрубного отопления

Да, однотрубная система отопления на сегодня является морально устаревшей, но ее еще довольно часто можно встретить в зданиях советской постройки. Причем, бывают такие чудеса, когда подобное отопление функционирует очень эффективно и в квартирах зимой, просто жарко. Исправить ситуацию также поможет установка байпаса. В этой работе в принципе ничего сложного нет, но все же стоит соблюсти некоторые условия:

  • Байпас должен располагаться на максимальном удалении от вертикального участка трубы, то есть как можно ближе к батарее.
  • Обводную трубу можно изготавливать непосредственно на месте монтажа – потребуются труба, тройник и производство сварочных работ. А можно такой элемент приобрести в готовом виде и выполнить монтаж на резьбовых соединениях.
  • Входное отверстие радиатора и байпас должны быть разделены регулировочным вентилем или радиаторным терморегулятором.

Установив такой прибор вы получите банальный «регулятор температуры в доме».

Влияние обводной трубы на энергозатраты

Установка байпас однозначно положительно отразится на сокращении расходов энергоносителя. Если сравнивать работу отопительной системы с задействованием замыкающего участка и обычной проточной, то первая будет характеризоваться уменьшением объема подаваемого в батарею теплоносителя на 30-35%. Это значит, что теплоотдача радиатора уменьшится в пределах 10%.

На практике эти изменения не выглядят кардинальными, если действительно система отличается переизбытком тепла. Кроме того, если типоразмер батарей отопления подобран правильно, то существует определенный запас эффективности, а это те же 10-15%.

Вот и получается, что такая простая, даже примитивная на первый взгляд деталь, как байпас является универсальным инструментом для создания в доме приятной среды обитания, притом, что счета за потребление энергоносителей будут радовать домовладельцев небольшими суммами.

Байпас и необходимость его монтажа при организации однотрубной или двухтрубной систем отопления обусловлены улучшением качества обогрева помещений в частном доме или квартире многоэтажки. Для чего нужен байпас: это металлическая или пластиковая труба в виде перемычки, обходящая тот или иной отопительный прибор. Сама установка байпаса создает варианты по перенаправлению теплоносителя в обход заменяемых или ремонтируемых устройств без отключения отопления в доме. Перемычка из отрезка трубы для перенаправления жидкости в обход конструируется неуправляемым (открытым), с клапаном, или автоматическим.

Устройство может обслуживать разные механизмы — насос системы отопления, манометр, радиатор, коллектор, трубопровод «теплый пол», и т.д. Особенно важен обход для бесперебойной работы насоса – при правильном уклоне труб принцип работы естественной циркуляции на время заменит ремонтируемый насос, и отопление не будет отключено. Важно обвязать трубной перемычкой радиаторы, особенно в однотрубной схеме, а при включении в схему клапанов перепускных байпасный вентиль просто необходим. И последнее применение устройства – работа в коллекторном узле двухтрубных схем при смешении подачи и обратки на входе или выходе в котел.

Перемычка может устанавливаться в трубопроводах металлопластиковых, полипропиленовых, стальных, чугунных, латунных или медных. Устройство можно купить или сделать своими руками, но металлические стальные трубы использовать нежелательно, так как они ржавеют и засоряют теплоноситель. Оптимальный вариант – отопление и байпас из полипропилена: схема такого трубопровода будет работать надежно и долго.

Для чего нужен байпас и как он работает

Однотрубная схема разводки отопления до сих пор имеет спрос в индивидуальном строительстве, но и в старых многоэтажных домах такое решение применялось часто, поэтому установка обходной трубы считалась вариантом не обсуждаемым и необходимым.

Целевое назначение:

  1. Обеспечение бесперебойной работы отдельных узлов системы отопления без отключения тепла. Ремонт или замена механизмов, оборудования и отдельных элементов в системе отопления облегчается тем, что входные и выходные запорные вентили (подача и обратка) теплоносителя перекрываются, а рабочая жидкость перенаправляется по перемычке-трубе, в результате чего можно беспроблемно демонтировать сломанный узел или отремонтировать его. Вот зачем нужен байпас в системе отопления, но это не единственное предназначение байпаса;
  2. Функционирование однотрубной отопительной системы можно усовершенствовать, так как она имеет существенный недостаток: температура от нагретого теплоносителя неравномерно распределяется по радиаторам из-за последовательной схемы их подключения. Таким образом, в самом последнем радиаторе температура всегда будет самой низкой. Для получения одинаковой температуры на всех батареях устанавливают байпас перед каждым обогревательным прибором – радиатором, батареей или регистром. Здесь назначение байпаса состоит в том, что некоторый объем носителя направляется в обход секций радиаторов, и горячим попадает даже в самую дальнюю батарею. При этом диаметр трубной перемычки в однотрубной системе отопления должен быть равным или меньше диаметра труб основной схемы;
  3. Поддерживать работу систем отопления при аварийном отключения электричества, так как циркуляционный насос не функционирует, а наличие обвода сделает передвижение теплоносителя бесперебойным.

Важно: Домовладельцы часто задаются вопросом, а нужен ли байпас в двухтрубной системе духтрубной отопления? При такой схеме движения рабочей жидкости байпас после закрывания вентиля будет перенаправлять теплоноситель на те участки, которые больше других теряют тепло.

Классификация устройств

Байпасы разделяются по типу запорной арматуры и по функциональному назначению. По разновидностям запорных устройств в схеме разных систем отопления обводы бывают:

  1. Включение в систему с запорным вентилем, который вручную открывается или закрывается в нужный момент. Вентиль, который может быть трехходовым или шаровым, рекомендуется врезать по центру трубы;
  2. Перемычка с клапаном – автоматическое устройство, работающее автономно и не требующее постороннего вмешательства. Автоматический отопительный клапан — это резиновый или силиконовый непотопляемый шар. Такой байпасный клапан работает только совместно с насосом: при включении электродвигателя клапан под давлением рабочей жидкости открывается, при выключении насоса – закрывается, останавливая перемещение теплоносителя.

Важно: чтобы установить байпас с автоматическим клапаном в систему отопления полипропиленовых труб, необходимо следить за происхождением рабочей жидкости: она должна быть абсолютно чистой, без накипи, мусора, ржавчины, и т.д. Любые твердые частицы могут деформировать шар, и клапан будет пропускать жидкость.

По функциональному предназначению байпасы классифицируются, как:

  1. Радиаторная перемычка, расположенная на входе в радиатор для планового или аварийного отключения прибора без остановки отопления;
  2. Байпас насосный: устанавливается одновременно с насосом для отключения или изменения режима его функционирования. Если обводная труба установлена правильно, то выход насоса из строя невозможен;

Установка байпаса – условия и способы

Чтобы установить обходную трубу байпаса в систему отопления полипропиленовых труб правильно, соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Диаметр обходной трубы берется меньшим, чем диаметр трубопровода;
  2. Перемычка должна располагаться как можно дальше от основного стояка и как можно ближе к обслуживаемому устройству;
  3. Байпас монтируется в горизонтальном положении во избежание появления воздушных пробок;
  4. Устанавливать байпасный отрезок трубы можно только после слива теплоносителя.

Первый способ монтажа перемычки для радиатора – сварной. Включение полипропилена в систему отопления обеспечивает максимальную надежность схемы, но стальные трубы тоже можно использовать, правда, с меньшей эффективностью. ПВХ или металлические трубы для байпаса сверлятся в нужном месте, в отверстие вставляется труба перемычки, стык обваривается. В месте былого подключения радиатора устанавливается шаровый кран. Последний этап – установка радиатора на новое место, фиксация прибора и подключение его к отоплению.

Второй способ — муфтовый. Радиатор также демонтируется, перемычка крепится на месте при помощи заводских муфт, на краях байпаса врезается запорная арматура. Точно так же радиатор крепится и подключается в схему на новом месте.

Байпас в системе «теплый пол»

О том, как правильно установить байпас в схему «теплый пол», нужно рассказать более подробно, так как температура теплоносителя при таком решении не должна быть более 45 °С. Монтаж теплого пола предусматривает установку коллектора, а обводная перемычка на нем выполняет роль обходного отрезка отопительной трассы и узла смешения.

Смесительный узел в коллекторе – это трехходовой клапан с термодатчиком. Клапан делит поток теплоносителя на две части, одну из которых он направляет в трубы устройства «теплый пол», а вторую – через параллельную магистраль. При этом происходит смешение подачи и обратки, после чего рабочая жидкость поступает обратно рубашку котла.

Перед тем, как сделать байпас по малому контуру, нужно понимать, что перемычка через трехходовой клапан будет соединять подачу и обратку, то есть, коллектор должен быть обязательно включен в схему теплых полов. Работает байпас в такой схеме следующим образом: после запуска котла трехходовой перекрывает поступление холодной рабочей жидкости из теплотрассы в теплогенератор.

После того, как теплоноситель нагреется до заданной температуры (45-50°С), автоматический клапан откроется и пропустит некоторое количество горячего теплоносителя в трубу обратки. Такой прием позволяет избежать накопление конденсата в камере горения и на поверхности рубашки котла.

Металлический или ПВХ отрезок обводной трубы необходим в любой схеме отопления, так как его использование представляет собой экономичный вариант распределения тепла с высоким КПД при экономии твердого, газового, жидкого или электрического энергоносителя. Проще говоря, объем теплоносителя, который подается на радиаторы и другие приборы и устройства, при установке байпаса сокращается, не нарушая нормы расчета теплоотдачи как отдельных элементов системы, так и всей конструкции.

Эта незначительная, на первый взгляд, деталь оптимизирует теплоотдачу греющего узла, поэтому байпас в системе отопления не только желателен – он необходим. Перемычка (кусок трубы) монтируется в тепловую трассу параллельно радиаторам отопления. В зависимости от поставленных задач данный компонент используется либо в виде прямого участка, замыкающего подающий и обратный трубопроводы, либо как обводная линия.

Чтобы понять, зачем используется байпас, что это такое в отоплении, следует рассмотреть варианты его применения:

  • в гравитационной сети его монтируют параллельно функционирующему циркуляционному насосу;
  • в смесительных узлах разнообразного типа;
  • в закрытых и открытых системах, базирующих на одном трубопроводе, байпас устанавливается на радиаторы отопления;
  • также его используют в качестве перехода между подающим и обратным потоками, в этом случае образуется малый циркуляционный контур, сопровождающий нагрев отопительного узла.

Когда речь заходит о смешивающих узлах, установка байпаса в системе отопления необходима для связывания подачи и обратки, здесь также используется трехходовой термостатический клапан. Отрезок трубы нужен для направления в камеру клапана жидкости из обеих магистралей, чтобы на выходе образовалась вода с заданными температурными параметрами.

Перемычка в сопровождении трехходового клапана позволяет использовать принцип смешивания на следующих участках сети:

  • малый циркуляционный контур в случае дровяного котла;
  • коллектор, раздающий теплоноситель на греющие ветви теплого пола;
  • обвязка для теплоаккумулятора.

В частности, малый контур с внедрением байпаса защищает твердотопливный котел от выступления конденсата во время его разогрева.

Байпасный узел, используемый в обвязке твердотопливных агрегатов, используется в качестве элемента безопасности. Пример: выставлен максимальный обогрев, топка полная, и в это время прекращается подача электроэнергии. В подобной ситуации, характерной для отечественных эксплуатационных условий, до возобновления электропитания вода в радиаторах уже остынет. Котел в это время все еще будет горячим, ведь в нем продолжается переработка топлива. Как только включится насос, холодная среда попадет в котловую рубашку, вследствие чего чугунная секция лопнет – скажется возникший температурный шок. В данных условиях трубная перемычка крайне необходима.

Аналогичный алгоритм смешивания с помощью клапана и перемычки используется в теплых полах при обустройстве распределительной гребенки. После достижения температурной нормы в греющих контурах трехходовой кран перекрывает поступление от котла, носитель прогоняется насосом по внутренней тепловой линии через байпас.

Насос с байпасом для отопления

Самый распространенный сценарий врезки насоса в систему водяного отопления – непосредственно в трубопровод (либо в подающую ветвь, либо в обратную). В этом случае байпас не устанавливают, так как при остановке агрегата малый диаметр труб не будет способен поддерживать самостоятельную циркуляцию жидкости.


Байпас необходим в том случае, если изначально используется самотечная система. Здесь основным режимом теплоснабжения будет принудительное распределение носителя при помощи циркуляционного насоса. В периоды отсутствия электроснабжения конвекция будет способствовать естественному самотеку среды. Такое решение подразумевает установку насосного оборудования на байпас.

Узел может быть собран двумя способами:

  1. Прямая магистраль оснащается шаровым краном, запорная арматура, сетчатый фильтр и насос монтируются в обводную ветвь.
  2. Разрыв магистрали дополняется готовым комплектом в виде байпаса с обратным клапаном и насосом.

В первом случае самотечный режим необходимо активировать вручную. В момент отключения электричества жильцам придется самостоятельно открыть один из кранов в котельной. В противном случае прекращение циркуляции вызовет остывание среды.

Во втором сценарии отключение электричества вызовет автоматическую активацию обратного клапана, который остается закрытым в период работы перекачивающего устройства. Но здесь могут стать препятствием 2 потенциальные проблемы:

  • отдельные модификации шаровых клапанов не подлежат разборке. Если они выйдут из строя или загрязнятся, придется демонтировать и заменить новым весь узел (помимо фильтра и насоса);
  • U-образные вариации выполняют функции дополнительного воздухосборника, в них необходимо периодически поворачивать ручной сбрасывающий кран.

Поэтому профессионалы избегают схем, базирующихся на готовых автоматических байпасах, предпочитают собирать узлы, включающие отсекающий кран. В этом случае в доме станет ощутимо прохладнее лишь через полчаса после отключения электричества, за это время можно открыть основную магистраль. Другой выход – монтаж байпасного узла с применением самостоятельных компонентов и обратного клапана из латуни (в нем резиновый шарик не фиксируется пружиной).

Установка байпаса на радиаторе в однотрубное отопление

Многоэтажки, заселенные еще в советские времена, имеют однотрубное отопление на базе вертикальных стояков, присутствующих во всех квартирах. Здесь распределение теплоносителя обеспечивается благодаря высокому давлению и усиленной скорости потока среды.


В таком сценарии обе подводки – это элементы соединения радиатора с единственной магистралью, между ними и врезается байпас. Перемычка имеет небольшое смещение относительно оси стояка, благодаря чему вода попадает в батарею, а не течет по легкому пути. Решение работает следующим образом:

  1. Поток горячей воды на подходе к первому элементу обогрева делится на две части – первая поступает в радиатор, вторая затекает в байпас.
  2. После охлаждения первого потока на пару градусов происходит смешение обеих частей, далее половина направляется в магистраль. В результате образовавшаяся смесь обладает температурой примерно на градус ниже той, что была изначально.
  3. Этот процесс последовательно происходит во всех отопительных приборах. Все потребители сети получают заданное количество тепловой энергии (в идеале в равной мере), потому что насосы прогоняют по магистралям большие объемы воды, нивелируя температурные перепады между первым и последним звеном.

Подобное решение принято использовать в двухэтажном жилом строительстве. Несмотря на то, что вертикальный стояк обслуживает только пару радиаторов, верхний желательно оснащать байпасом. Причина – несоразмерность производительности бытовых и промышленных циркуляционных насосов.

Если исключить прямую байпасную перемычку, полный объем носителя, пройдя через батарею, остынет сильнее, чем в описанной схеме. Разница температур приведет к тому, что в каждую следующую квартиру будет поступать все меньше тепловой энергии, крайняя практически не будет прогреваться.

Именно поэтому байпас так важен при обустройстве вертикального однотрубного теплоснабжения. Двухтрубные разводки основываются на самостоятельных магистралях для остывшей и горячей среды, здесь перемычка не нужна.

Небольшая мощность циркуляционного насоса, установленного в загородном доме, компенсируется большими пропускными способностями и диаметром трубопровода.

Ошибки, часто встречающиеся при самостоятельном монтаже

Нередко домашние умельцы, решившие собственноручно поставить новые алюминиевые радиаторы вместо отслуживших свое чугунных, допускают 2 распространенных огреха:

  • оснащают прямой байпасный отрезок шаровым краном в стремлении направить всю нагретую воду в батарею;
  • собирают смесительную конструкцию, дополнив ее трехходовым краном с целью самостоятельной регулировки теплоотдачи.

Второй пример с натяжкой можно назвать допустимым, если речь идет об индивидуальном отоплении, здесь домовладелец может единолично распоряжаться отдачей греющего узла. В стандартных многоквартирниках соседи могут оказаться в уязвимом положении, если кто-то один разбалансирует систему, забрав больше тепла.

Наконец, если байпас дополняет конструкцию полотенцесушителя, он предназначен лишь для удобства замены и обслуживания этого обогревателя. Рассматриваемый элемент не оказывает влияния на теплоотдачу, так как давление и скорость движения среды в водопроводе здесь изменяются в незначительной степени.

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

    Показать всё

    Общие сведения

    Байпасный обвод - это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

    Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой - к выводящему.

    Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

    Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе - между байпасом и выходным отверстием устройства.

    Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

    • облегчается обслуживание отопительной системы;
    • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
    • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
    • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

    КАК СДЕЛАТЬ БАЙПАС ИЗ ПРОПИЛЕНОВОЙ ТРУБЫ

    Основные виды

    Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

    • автоматические;
    • с механическим управлением;
    • нерегулируемые.

    Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

    Нерегулируемая обводная труба

    Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

    Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

    Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок - меньшим.

    Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

    Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

    Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

    Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

    Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева - обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

    Байпас где нужно ставить,а где нет.

    Автоматические конструкции

    Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

    Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

    В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.


    Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

    • инжекционный;
    • клапанный.

    В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

    Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

    Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды . При попадании грязи это приводит к его поломке.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

    Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

    Перевод ГРП на байпас

    Предназначение байпасного участка

    Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

    Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

    В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

    С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

    Для отопительных батарей

    Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

    При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

    Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

    При подключении насосного оборудования

    Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

    Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.


    Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса - непосредственно на линии магистрали.

    Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода - это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура - обратный клапан.

    Во время работы насоса это оборудование закрывает просвет трубы с байпасом. Если насос перестает работать, то обратный клапан открывается и начинается естественное передвижение жидкости.

    Установка Циркуляционного Насоса. Сварка Байпаса. Своими Руками. DIY

    Обводная труба во время организации теплых полов считается одним из элементов смесительного узла. Потому она устанавливается постоянно, и без нее обогрев пола не сможет нормально работать.

    Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола - не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

    Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

    Особенности монтажа

    Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

    • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
    • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
    • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

    Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

    На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

    На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

    Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

    Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

    Довольно простое инженерное устройство - байпас - дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

В современных отопительных системах за транспортировку теплоносителя отвечает циркуляционный насос, встроенный в котёл или установленный на подающей магистрали. В последнем случае монтаж агрегата требует установки ещё и отдельной технологичной перемычки, называемой байпасом. В переводе с английского «bypass» означает «обходной», что полностью соответствует предназначению этого элемента. На самом деле, использование дополнительного пути для теплоносителя имеет различное назначение, поэтому байпас применяется и на других участках отопительных контуров. При этом его устанавливают как в целях обеспечения работоспособности отопительной системы, так и для повышения эффективности и экономичности существующего оборудования.

Установка в отопительную систему байпаса позволяет решить множество задач по её эффективности и экономичности

Обводную магистраль, предназначенную для транспортировки теплоносителя параллельно элементам и агрегатам отопительной системы, используют в нескольких случаях:

  • для обеспечения работоспособности обогревающего контура с возможностью естественной и принудительной циркуляции при отсутствии электричества или выходе оборудования из строя;
  • для отключения агрегатов с целью замены или ремонта без необходимости остановки отопления;
  • при необходимости регулировать количество подаваемой рабочей жидкости.

Кроме этого, установкой байпаса можно решить проблему медленного заполнения или опорожнения трубопроводов и агрегатов отопительной системы.

Схемы монтажа

В зависимости от типа отопительной системы и предназначения байпаса, может отличаться как назначение устройства, так и его обвязка. В частности, можно отметить отличие монтажных схем для однотрубного или двухтрубного контуров отопления, а также различия в конструкции обходного трубопровода при монтаже обогревающего котла и радиаторов.

Байпас в системе обогрева с естественной циркуляцией

Байпас отопительного котла монтируют на обратной магистрали, таким образом снижая тепловую нагрузку на центробежный насос

Установка центробежного насоса в отопительной системе с естественным движением теплоносителя требует обустройства дополнительной линии подачи рабочей жидкости в параллель к подающему трубопроводу. Реализовать эту схему помогает байпас, в конструкцию которого входят:

  • трубопровод;
  • фильтр грубой очистки;
  • циркуляционный насос;
  • запорная арматура.

Перекрытием вентиля на основной магистрали теплоноситель перенаправляют в параллельный контур, где ему придаёт ускорения центробежный насос. Если же работа последнего становится невозможной вследствие поломки или отсутствия электричества, то кран открывают, и функционирование системы обеспечивает сила гравитации.

Байпас заводского изготовления с обратным клапаном

Заменой шарового вентиля на обратный клапан добиваются переключения режимов работы в автоматическом режиме . При этом во время работы насоса создаётся повышенное давление после запорного механизма, благодаря чему он остаётся закрытым. Если же по какой-то причине помпа перестанет работать, то клапан откроется под напором нагретой в отопительном котле жидкости.

Кроме этого, запорными устройствами оснащают места врезки байпаса, что позволяет снять циркуляционный насос, не останавливая теплоснабжения жилых помещений.

Следует понимать, что по надёжности и долговечности шаровой кран остаётся вне конкуренции, поскольку работоспособность обратного клапана напрямую зависит от чистоты теплоносителя. Именно поэтому не стоит пренебрегать установкой фильтра грубой очистки.

Особенности устройства обходного контура в однотрубной отопительной системе

Установка байпаса радиатора в однотрубной системе позволяет регулировать его температуру

Несмотря на устаревшую конструкцию, однотрубная схема отопления всё ещё широко используется как в постройках старого жилищного фонда, так и в новых частных домах. Для регулировки количества теплоносителя, проходящего через радиатор, чаще всего применяют запорные краны механического типа или вентили с термостатическими головками. Особенностью однотрубной системы является последовательное подключение приборов, поэтому перекрытие доступа к отдельному радиатору неизбежно прекратит циркуляцию рабочего вещества к другим батареям. Избежать этого недостатка можно установкой обводной ветки, которая монтируется на участке между подводящим и отводящим патрубками радиатора. В этом случае именно этот простой отрезок трубы и выполняет роль байпаса. Теперь при отключении отопительного прибора теплоноситель сможет беспрепятственно обходить закрытый участок системы.

Устанавливая байпас на радиатор, помните о том, что если его диаметр будет равняться размеру присоединительных патрубков батареи, то во время работы часть теплоносителя будет уходить по обводному пути. Естественно, при этом снизится и теплоотдача радиатора. Для устранения этого недостатка диаметр байпаса уменьшают на один шаг, чем добиваются необходимого гидравлического сопротивления. Например, для подводки диаметром 1 дюйм размер обходной трубы составляет 3/4 дюйма.

Несмотря на все ухищрения, монтаж параллельного открытого участка неизбежно снизит количество проходящей через радиатор жидкости на 25 – 30%, что приведёт к снижению теплоотдачи на 10 – 15%. Как правило, это не является проблемой даже при реконструкции отопления, поскольку при расчёте системы радиаторы выбирают с требуемым запасом мощности.

Монтаж обходного контура в двухтрубной системе отопления

Подключение радиаторов к двум основным трубопроводам является особенностью двухтрубной отопительной системы. При этом питание радиаторов происходит благодаря контуру прямой подачи, а отток и возврат рабочей жидкости в котёл происходит по обратной магистрали. Необходимость в обустройстве байпаса отпадает благодаря параллельному присоединению.

Одним из достоинств более сложной двухтрубной схемы является возможность регулировать проток теплоносителя вручную или с применением термостатов на каждом радиаторе. Тем не менее, байпас нередко устанавливают с целью сохранения работоспособности отопительной системы при необходимости снятия или ремонта батарей. В этом случае между радиатором и точками врезки трубы монтируют вентили.

В качестве запорной арматуры для отключения радиаторов лучше всего использовать краны шарового типа. Это связано с их небольшим гидравлическим сопротивлением.

Правильный монтаж

Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры

При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:

  • обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
  • на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
  • обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.
  • байпас монтируют на обратном трубопроводе, что позволяет избежать перегрева циркуляционного насоса. С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла;
  • располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа;
  • диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса;
  • фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости.

Конструкция байпаса не представляет сложностей

Байпас можно изготовить самостоятельно или купить готовое изделие в торговой сети. Если вы решили собрать устройство своими руками, то обязательно укомплектуйте прибор резьбовыми фитингами. В случае поломки или протечки сгоны или «американки» позволят снять любой элемент контура. Используйте только высококачественные комплектующие, так как любой вышедший из строя элемент потребует трудоёмкой разборки системы.

Немаловажным вопросом является герметизация соединений. В работе лучше отдать предпочтение не быстромонтируемой фум-ленте, а традиционно надёжной пакле и сантехнической пасте. Кроме всех прочих достоинств, именно последнее сочетание материалов позволит при необходимости отвернуть соединение обратно.

Инструкция

Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации. Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов.

  1. Слейте теплоноситель из отопительной системы.
  2. При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
  3. Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
  4. К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
  5. Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
  6. Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
  7. Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
  8. Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
  9. Закачайте теплоноситель в систему отопления.
  10. Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
  11. Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
  12. Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.

После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.

Особенности эксплуатации

Продлить срок службы отопительной системы, равно как и всех её элементов и агрегатов, прямо или косвенно связанных с функционированием байпаса, помогут несколько простых рекомендаций:

  • в конструкции обходного трубопровода надо использовать исключительно шаровые краны. Кроме того, что они обладают низким гидравлическим сопротивлением, вентили можно легко и быстро закрыть или открыть. Не вызывает нареканий и надёжность, а также долговечность запорной арматуры этого типа;
  • вне зависимости от того, функционирует байпас или нет, периодически надо открывать и закрывать все краны. Это простое действие позволит избежать прикипания шара и увеличит срок службы деталей;
  • запуская систему после длительного простоя, обязательно требуется развоздушить участок врезки насоса;
  • в течение отопительного сезона надо проводить профилактическую очистку установленного в системе фильтра.

Шаровой кран имеет большое проходное сечение, что делает его отличным вариантом для обустройства отопительных контуров

Не следует забывать и о соблюдении теплового режима, чистоте теплоносителя и других факторах, оказывающих влияние на долговечность и работоспособность отопительной системы.

Преимущества байпаса в системе отопления

Установкой обходной магистрали можно решить несколько задач по обеспечению работоспособности обогревающей системы и увеличению её тепловой эффективности, что стало возможным благодаря многочисленным достоинствам байпаса. К положительным моментам его использования относятся:

  • защита отопительного агрегата от перегрева при отключении электричества или поломке циркуляционного насоса;
  • возможность установки помпы в существующий отопительный контур с естественной циркуляцией теплоносителя. При этом работоспособность гравитационной системы сохраняется;
  • обеспечение доступа к насосу или радиатору для их снятия или ремонта без необходимости полной остановки системы;
  • возможность регулировки температурного режима батарей уменьшением протока теплоносителя.

Кроме этого, несомненным плюсом является простота монтажа, который можно легко выполнить собственными силами.

Видео: принцип работы байпаса с встроенным обратным клапаном

Как повысить энергоэффективность старых отопительных систем

Монтаж байпаса с применением сварочной аппаратуры потребует привлечения специалистов

Чаще всего старая система отопления представляет собой контур с естественным способом транспортировки теплоносителя, чугунными радиаторами и магистралью из стальных труб. При этом нередко подключение приборов осуществляется по однотрубной схеме, что уменьшает тепловую эффективность отопления и не позволяет добиться равномерной теплоотдачи по мере удаления радиаторов от отопительного агрегата.

Справиться с большинством недостатков можно установкой байпаса с циркуляционным насосом и обходных трубопроводов на радиаторах. Увеличение скорости течения рабочей жидкости способствует выравниванию температуры во всех точках системы. Кроме того, возможность регулировки теплоотдачи батарей даст возможность установить необходимую температуру в каждом помещении, что не только повысит комфорт, но и повлечёт за собой общее снижение энергозатрат. Специалисты называют цифру экономии в 10%, что вместе с улучшением эксплуатационных показателей является отличным стимулом для реконструкции оборудования. И всё, что для этого понадобится, – байпас с обратным клапаном, циркуляционный насос и шаровые краны.

Установкой в старую отопительную систему циркуляционного насоса добиваются уменьшения энергозатрат, что позволяет экономить на отоплении.

Являясь отличным инструментом для перенаправления потока теплоносителя, байпас обеспечивает работоспособность системы, повышает её эффективность и экономичность. Поэтому устройство рекомендуется устанавливать как в процессе строительства обогревающих контуров, так и для реконструкции существующего отопления с естественной циркуляцией. При этом важным достоинством байпаса является простота монтажа, который под силу любому человеку с минимальными слесарными навыками.

Поделитесь с друзьями!